Главная Вакансии
(30 шт.)
Добавить
вакансию
Ярмарка
рабочих
мест
RSS
Меню
Студенту
Компаниям
Поиск
Рассылка
Хочу:
Имя:
Я -
E-mail:
Партнеры
Статистика

Стратегия поиска работы

«Скажите, куда мне нужно идти?» - спросила кота Алиса.
«Все зависит от того, куда Вы хотите попасть» - ответил кот.
«Да мне совершенно все равно» - сказала Алиса.
«Тогда не имеет значения, куда идти» - ответил кот.

Л.Кэролл «Алиса в стране чудес»

Поиск работы – это поиск своего места в жизни. Отношение человека к себе, удовлетворенность своей жизнью в нашем обществе во многом определяются той работой, которую мы выполняем. Вдумайтесь: до 40% своей жизни мы проводим на работе (а если учесть, что еще 30% времени мы спим), то нам кроме этого остается всего ничего. Поэтому поиск работы – процесс важный и ответственный.

Со временем подход к работе сильно изменился. Например, раньше считалось, что работа существует для зарабатывания денег, которые потом можно тратить в свободное время на удовольствие. Теперь во всем мире считается, что работа – это тоже возможность реализовать себя, свои интересы и ценности, получая при этом удовольствие. Ну, например, если вам нравиться путешествовать, почему бы не поискать работу, связанную с командировками. Хотя, для того, чтобы найти такую работу, нужно приложить определенные усилия.

Со временем подход к работе сильно изменился. Например, раньше считалось, что работа существует для зарабатывания денег, которые потом можно тратить в свободное время на удовольствие. Теперь во всем мире считается, что работа – это тоже возможность реализовать себя, свои интересы и ценности, получая при этом удовольствие. Ну, например, если вам нравиться путешествовать, почему бы не поискать работу, связанную с командировками. Хотя, для того, чтобы найти такую работу, нужно приложить определенные усилия.

До сих пор у многих студентов сохранились мифы по поводу поиска работы, которые они услышали от родителей, старших товарищей. Вот некоторые из них.

Мифы студентов о поиске работы:

  1. Университет распределяет после учебы, поэтому для получения работы просто нужно доучиться до последнего курса, а там все будет классно. Конечно, большинство кафедр поддерживает тесные контакты с предприятиями, которые требуют специалистов определенного профиля. Но где гарантия, что вам понравится предприятие, на которое вас пригласят, вам понравится работа, которую вам предложат и вы подойдете работодателю.
  2. Мы никому не нужны. Это те студенты, которые уже прошли миф №1. Неправда – на рынке ВСЕГДА нужны хорошие специалисты. Вопрос только как найти места, где они нужны, и являетесь ли вы такими специалистами. А это уже совсем другая история. Кстати, работодатели часто жалуются именно на отсутствие мотивированных самостоятельных людей среди выпускников, которых можно брать на работу. Правда – никто вместо вас и за вас не выберет и не найдет для вас хорошую работу.
  3. Вся хорошая работа достается по блату. Правда - была лет 10 – 15 назад. Сейчас блат действует только в крупных государственных компаниях. Те же компании, которые борются за место на рынке, давно поняли, что брать по блату людей – себе дороже. А кто же будет работать? Хотя, надо сказать, можно встретить разные случаи. Однако, связи с людьми, которые работают в соответствующей профессиональной сфере, помогут вам найти информацию, узнать про открывшиеся вакансии, так что не стоит пренебрегать такими знакомствами, тем более что вы можете сами их заводить.
  4. Моя специальность – это моя работа. Это неправда. Специальности далеко не всегда точно соответствуют нишам на рынке труда (работам). Специальность – это набор знаний и навыков, которые вы получили в университете. Эти знания и навыки могут применяться в разных сферах. Вот пример: вы выучились по специальности «физическая и биомедицинская электроника». Полученные знания и навыки вы можете применить в области разработки, производства, наладки, ремонта и эксплуатации, а также продаж медицинской аппаратуры. Но и это еще не все – вы можете открыть свой бизнес в одной из этих областей; вы можете стать преподавателем соответствующих дисциплин в вузе, заниматься исследованиями и писать статьи. Это далеко не весь перечень сфер, в которых может найти себе работу выпускник этой специальности. Ну и в конце концов, если вам совсем оказалась неблизкой специальность, которую вы закончили, всегда есть возможность найти работу в другой сфере. Вопрос только, чего хотите вы?
  5. Работу нужно искать по вакансиям (в газетах). Это не самый эффективный способ поиска работы: лишь 7,2 % из опрошенных нами 602 выпускников НТУ «ХПИ» прошлого года нашли работу через вакансии в газетах. Более 60% нашли через знакомых и прямые контакты с работодателями. Чтобы быть успешным, нужно применять разные стратегии поиска работы.
  6. Другие люди лучше знают, какая работа мне подходит (они старше, опытнее, умнее…). Это однозначно неправда. Все серьезные решения мы в жизни принимаем сами и несем ответственность за это. Старшие, опытные, умные люди могут посоветовать, дать информацию, поделиться мнением, но не стоит перекладывать на их плечи ответственность за ваше решение. Ведь потом всегда будет оставаться сомнение а если бы не папа/мама/друг/преподаватель, может я бы сейчас…
  7. Когда меня возьмут на работу – мне скажут, что делать. Наоборот, во время собеседования вас часто спросят, чем именно вы хотели бы заниматься. В идеале до трудоустройства вы должны хорошо представлять, чем занимается предприятие, что его интересует в вашей сфере, а главное, чем вы можете быть полезны компании.

Шаги поиска работы

Первый шаг: Выберите свою профессию (оптимальное время 2 – 3 курс)

Второй шаг: Исследуйте рынок труда в той сфере/ сферах, которые вы для себя выбрали (оптимальное время 3 – 4 курс).Используйте:

  • газеты, журналы, специализированные выставки (многие проходят в СК «Политехник»)
  • справочники предприятий, справочник "Золотые страницы", Интернет (сайты компаний, профессиональные сайты, сайты периодических изданий);
  • ваших (или не ваших) преподавателей, которые преподают соответствующие профильные дисциплины, а также родственников, друзей и знакомых. Используйте технику информационного интервью.

Ищите предприятия, где востребованы специалисты Вашего профиля. Спросите себя: какие условия работы мне нужны (распорядок дня, рабочее место, командировки, коллектив, руководство…)? Ищите предприятия, соответствующие вашим запросам.

Исследуйте проблемы, с которыми наиболее часто сталкиваются предприятия (например, усовершенствование технологии, развитие рынка, реорганизация и освоение новых продуктов). Изучите новейшие технологии, которые появляются в вашей профессиональной сфере. Подумайте, как бы Вы могли помочь предприятиям в их решении.

Информационное интервью – это беседа с человеком, работающим на интересующей Вас должности (желательно, в интересующей Вас компании). Основной принцип, лежащий в основе информационного интервью - человеку всегда приятно поговорить о любимой работе, если его(ее) внимательно слушают и задают правильные вопросы.

Цели информационного интервью: узнать как можно больше о работе, которую Вы выбрали до того, как Вы будете пытаться получить ее, получить информацию о компании/ нескольких компаниях в определенной профессиональной сфере, установить полезные связи с людьми, работающими в данной области.

Найдя через контакты нужного человека, представьтесь, расскажите, что ваша цель – собрать информацию об этом виде профессиональной деятельности, чтобы выбрать работу, и попросите у него(нее) 20 минут времени на беседу.

Во время беседы задавайте вопросы, внимательно и не перебивая выслушивайте ответы. Придерживайтесь оговоренного времени (помните время работающего человека – это деньги). После интервью поблагодарите за уделенное вам время и информацию.

Примеры вопросов, которые Вы можете задать в процессе информационного интервью:

  1. Расскажите мне, пожалуйста, в чем состоит Ваша работа.
  2. Что Вам нравится больше всего в Вашей работе?
  3. Что Вам нравится меньше всего?
  4. Как Вы попали на эту работу?
  5. Какие навыки необходимо иметь для этой работы?
  6. Что бы Вы посоветовали человеку, который хочет получить эту работу?
  7. С кем еще я могу поговорить по поводу этой профессии? Могу ли я при этом сослаться на Вас? (очень хороший вопрос, позволяющий вам получить новые контакты в этой профессиональной сфере)

Вы сами можете вносить другие вопросы, которые вас интересуют.

Не просите взять вас на работу, если работодатель сам это не предложит. Через некоторое время (скажем, полгода) вы сможете позвонить этому человеку, напомнить ваш разговор и сказать, что вы выбрали работу и хотели бы работать в этой компании. Спросите, нет ли у него информации о том, что в компании нужны люди и к кому вы можете обратиться.

Третий шаг: напишите резюме. Помните: резюме вы пишите не только для работодателя, но и для себя. Хорошо написанное резюме существенно повышает ваши шансы найти хорошую работу на современном рынке труда.

Четвертый шаг: Поиск вакансий. Вот оно наконец-то, и здесь все средства хороши:

  • контакты друзей и знакомых, одногрупников: так находят работу большинство студентов, однако вам необходимо не просто ждать, пока кто-то предложит вам работу, а всем говорить о том, что вы ищите работу и о том, какая это работа;
  • разошлите резюме в те компании, которые вы выбрали: в зависимости от компании резюме лучше рассылать в отдел по работе с персоналом (крупные иностранные компании, крупные отечественные компании, не связанные с производством), руководителю подразделения, в котором вы хотели бы работать (крупные отечественные производственные компании) или непосредственно директору (мелкие компании);
  • посетите Ярмарку рабочих мест, взяв с собой резюме и предварительно изучив компании, которые там будут;
  • проведите поиск вакансий в Интернет и разместите свое резюме на сайтах рекрутинговых агентств;
  • посетите рекрутинговые агентства и заполните их анкеты;
  • просматривайте газеты с объявлениями.

Пятый шаг: контакт с работодателем.

Цель: получить приглашение на интервью.

Разослав резюме, студенты обычно на этом успокаиваются и ждут звонка работодателя. Иногда это происходит, но очень часто – нет. Вместо этого резюме могло затеряться, работодатель мог забыть про него из-за текущих дел, могли измениться условия и т.д. Простой звонок работодателю через неделю после того, как вы выслали резюме, поможет вам не только лучше сориентироваться в ситуации, то также и повлиять на решение работодателя.

Сценарий телефонного звонка в компанию очень простой: 

  1. Если у вас есть только общий телефон компании, попросите номер телефона человека или отдела, в который вы отправляли резюме.
  2. Когда трубку возьмет нужный вам человек, поздоровайтесь и представьтесь (краткий рассказ о себе – не более полминуты – продумайте заранее). Скажите, что вы хотели бы работать в компании на такой-то должности и неделю назад выслали резюме. Постарайтесь в беседе проявить знание компании и подчеркнуть не случайность своего выбора. Спросите, каковы ваши перспективы?
  3. И дальше в зависимости от ответов стройте беседу так, чтобы понимать, то вам делать дальше. Если вам отвечают, что вакансий нет, попросите оставить ваше резюме и рассматривать вашу кандидатуру в случае, если вакансия появится. Перезвоните в эту компанию через полгода. 
  4. Если вам назначили интервью, запишите точный адрес, время интервью и фамилию интервьюера. Поблагодарите за уделенное время.

Вам придется сделать не один такой звонок или личное посещение компании, чтобы получить приглашение на собеседование. Пусть вас не сбивают отказы, ведь отказ – это не признание вашей неполноценности, а просто констатация того, что компания не нуждается сейчас в ваших услугах. Никогда не сдавайтесь!!!

Если вы всерьез решили найти работу, планируйте поиск так, как будто это ваша работа: тратьте на поиск не менее 3-4 часов каждый день с понедельника по пятницу. Ведите дневник результатов своих посещений, назначенных встреч и достигнутых договоренностей. Примерный формат дневника приведен ниже, но вы можете придумать для себя любой удобный вам формат.

Название и адрес компанииКонтактное лицо в компании и координаты (тел, e-mail)Мои действия (выслал(а) резюме, позвонил(а), посетил(а) личноДатаДостигнутые договоренности и мои дальнейшие действия
     
    

Шестой (и последний) шаг: Собеседование.



Центр карьеры НТУ "ХПИ" © 2008-2017Бесплатный хостинг uCoz